Преодоление страха публичных выступлений у студентов 0


Учебная деятельность студента неразрывно связана с ситуациями, когда приходится выступать перед публикой. Некоторые студенты чувствуют себя дискомфортно, когда отвечают перед большими аудиториями, что вызывает у них определенные трудности. В подобных случаях возникает страх публичных выступлений. Студенты избегают ответов на практических занятиях перед сокурсниками, участия в научных конференциях и т. п. Мы считаем, что важно преодолеть данную трудность, т. к. в дальнейшей профессиональной деятельности многим приходится сталкиваться с ситуациями выступления перед аудиторией.  

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [1].

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию [3].

Страх публичного выступления – состояние эмоционального напряжения перед публичным выступлением. Часто характеризуются такими физиологическими реакциями: учащенное сердцебиение, дрожание конечностей, пересыхание во рту; иногда — непроизвольные движения: постоянное поправление волос, деталей костюма, раскачивание с носков на пятки, «одеревенелость» перед микрофоном или телекамерой [4]. Всё это ухудшает дикцию, приводит к ненужным повторам, обеднению словаря и т.п.

Существует множество советов по преодолению страха публичных выступлений. На наш взгляд, наиболее эффективным способом борьбы с данной боязнью является социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [1].

На основе изученных данных мы решили провести формирующий эксперимент со студентами-психологами. Формирующий эксперимент – метод прослеживания изменений психики человека в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого [1]. С помощью анкетирования мы отобрали 12 студентов, испытывающих страх публичных выступлений, и поделили их на контрольную (6 человек) и экспериментальную (6 человек) группы. С экспериментальной группой проводили социально-психологический тренинг, программу которого составили сами. Он проходил 3 дня по 3 часа. Контрольная группа не испытывала на себе никакого воздействия со стороны экспериментаторов. Параллельно в обеих группах проводилось предварительное и итоговое тестирование.

Согласно результатам предварительного и итогового тестирования (показатели контрольной группы остались прежними, а экспериментальной – значительно изменились) социально-психологический тренинг способствует существенному снижению страха публичных выступлений у студентов. Составленная нами программа тренинга оказалась эффективной: у испытуемых экспериментальной группы выросли показатели уверенности в себе и социальной смелости, а показатели субъективной оценки страха публичных выступлений снизились.

Основные методы, которые мы использовали в составленной программе тренинга, следующие:

1. Методы телесно-ориентированной психотерапии – направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов. Защитные формы поведения — «характерный панцирь» (Райх), проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь» (Райх), и стесненном дыхании. Общей основой методов телесно ориентированной психотерапии является использование в процессе терапии контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы. При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает по принципу обратной связи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности [2]. Тем самым методы телесно ориентированной психотерапии делают акцент в работе с клиентом на знакомство с телом, подразумевающим расширение сферы осознания им глубоких телесных ощущений.

2. Методы поведенческой психотерапии (систематическая десенсибилизация) – формирование и укрепление способности к адаптированным действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.

Метод систематической десенсибилизации – метод систематического постепенного уменьшения чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких к самым трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх [2].

3. Методы эриксоновского гипноза — современное направление психотерапии, стремящееся к гармонизации личности. Прежде всего, используется косвенное воздействие, которое довольно часто применимо и в психотерапии, и в повседневной жизни: педагогике, рекламе, маркетинге, психологическом консультировании и др. Эриксоновский гипноз является не директивным методом психотерапии. Данный метод позволяет подключать внутренние ресурсы организма, направленные на достижение комфортного состояния при публичных выступлениях.

Программа социально-психологического тренинга, включающая методы телесно-ориентированной терапии, поведенческой терапии и эриксоновского гипноза, является эффективной в работе с преодолением страха публичных выступлений у студентов.

 

Список литературы:

1. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

2. www.psylist.ru

3. www.slovari.yandex.ru

4. www.treco.ru

Автор:

Рахимбердиева Анастасия Артуровна

психолог-консультант, специалист по личностному развитию

 

Статья опубликована в сборнике научных трудов «Современная педагогика и психология: опыт и проблемы». — г. Астрахань. Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2011 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *