Если ребенок проявляет агрессию 0


Часто при проявлении детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых, направленное на уменьшение агрессивного поведения. Следующие правила экстренного вмешательства позволят позитивное решение конфликтов.

image1.     Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

—              полное игнорирование реакции ребенка – эффективный способ прекращения нежелательного поведения;

—              выражение своего участия («Конечно, тебе обидно…»);

—              переключение внимания, привлечение к выполнению какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

—              позитивное объяснение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам и держится при этом в рамках допустимого, нужно позволить ему выразить свое негативное эмоциональное состояние социально приемлемыми способами, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения:

После того как ребенок успокоился, целесообразно обсудить с ним произошедшее. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят отрешения вопроса.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критически оценить свое проведение. Необходимо показать ребенку негативные последствия проявления агрессии, продемонстрировав, что больше всего это вредит ему самому. Важно указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

—              констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

—              констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

—              раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

—              обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь когда на меня кто-то громко кричит»);

—              апелляция к правилам («Мы с тобой договаривались!»).

Устанавливая обратную связь, взрослому нужно быть заинтересованным, доброжелательным и твердым. Твердость касается только конкретного поступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против его агрессивных выпадов.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции: раздра­жение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Поэтому необходимо очень тщательно контролировать себя в ситуации агрессии ребенка. Важно признать нормальность и естественность этих переживаний, понять харак­тер, силу и длительность негативных чувств.

Если взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохра­няет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4.  Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими агрессию, являются:

— повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

— демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу»);

— крик, негодование;

— агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти перекрещенные или сцепленные руки, разговор сквозь зубы»;

— сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

— негативная оценка личности ребенка, его друзей;

— использование физической силы;

— втягивание в конфликт посторонних людей;

— непреклонное настаивание на своей правоте;

— нотации, проповеди, «чтение морали»;

— наказания или угрозы наказания;

— обобщения типа: «Ты, как всег­да…», «Ты никогда не…»;

— сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

— команды, жесткие требования, давление;

— оправдания, подкуп.

Некоторые из этих действий могут остановить «дебошира» на короткое время, но такое поведение взрослого приносит куда больше вреда, чем агрессия ребенка.

5.  Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуа­ция разрешится и все успокоятся. В то же время обсудить ин­цидент необходимо как можно раньше. Лучше это сделать на­едине, без свидетелей, и только затем — в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно разобрать негативные по­следствия агрессивного поведения, указать на его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого ребенка.

6.  Сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и пораже­ние. Самое страшное для него — публичное осуждение и нега­тивная оценка. Дети стараются избежать этого, используя раз­личные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

­          —  публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в бесе­де с глазу на глаз обрисовать истинную картину проис­шествия;

­          —  не призывать к полному подчинению, позволить ребен­ку выполнить ваше требование по-своему;

­          —  предлагать ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть требуя, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но именно тем способом, каким вы хотите), можно спровоциро­вать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ре­бенка — демонстрация модели адекватного поведения. При про­явлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возника­ет дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Родителям и нужно сохранять спо­койствие. Чем младше ребенок, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослых в ответ на его агрессивные реакции.

Конструктивное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает сле­дующие приемы:

­          —  нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), позволяющее высказаться. Оно состоит в умении «внимательно молчать». Здесь важны оба слова. «Молчать», так как собеседнику хочется быть услышан­ным, в данный момент его меньше всего интересуют замечания. «Внимательно», потому что иначе человек оби­дится, общение прервется или перерастет в конфликт. Нужно просто поддерживать рассказ собеседника (кивки головой, внимательный понимающий взгляд, междометья «угу»), стараясь, чтобы он полностью выговорился;

­          —  умение держать паузу, чтобы дать ребенку возможность успокоиться;

­          —  внушение спокойствия невербальными средствами;

­          —  прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

­          —  способность взглянуть на ситуацию с юмором;

­          —  умение понять чувства ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответ­ствие его невербальных реакций словам.

По материалам А.Г. Долгова Агрессия в младшем школьном возрасте.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *