Принятие — основа дружеских отношений с ребенком 0


            Потребность в любви, в принадлежности, нужности — одна из фундаментальных потребностей человека. Ее удовлетворение является необходимым условием нормального развития ребенка. Это происходит, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, в словах «как я рада тебя видеть».

 

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за что-то конкретное (он умный, отличник, помошник), а просто так — за то, что он есть.

Пример:

Ребенку говорят: «Если ты будешь хорошо учиться, то я буду тебя любить»

                                                      «Не жди от меня хорошего, пока не начнешь помогать по дому»

В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, что его любят «только если…»

 

Дети понимают нас буквально. Они искрении  в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую вразу, сказанную взрослым.

К тому же для ребенка тон важнее слов, и если но резкий, сердитый, то вывод всегда однозначный: «меня не любят», ребенок чувствует себя плошим, «не таким», несчастным.

 

«Язык прнятия»

 

Важно не просто принимать ребенка, но и показать ребенку свое принятие его. Чтобы ребенок почувствовал, что мы принимаем его, необходимо «говорить» на ток называемом «языке принятия», т.е. применять стратегии, описанные в таблице:

 

«Язык принятия»

«Язык непринятия»
Оценка поступка, а не личностиПохвалаКомплиментВременный язык

Ласковые слова

Поддержка

Выражение заинтересованности

Сравнение с самим собой

Одобрение

Согласие

Позитивные телесные контакты

Улыбка

Контакт глаз

Доброжелательные интонации

Эмоциональное присоединение

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребенка

Отказ от объясненийНегативная оценка личностиСравнение не в лучшую сторонуПостоянный язык

Указание на несоответствие родительским ожиданиям

Игнорирование

Команды

Приказы

Подчеркивание неудачи

Оскорбления

Угроза

Наказание

«Жесткая» мимика

Угрожающие позы

Негативные интонации

 

Пример использования «языка  принятия». На фразу ребенка даны ответы на «зыке непринятия» и на «языке принятия», постарайтесь почувствовать разницу:

Фраза ребенка Ответна «языке непринятия» Ответна «языке принятия»
1. Мама купи… Как ты мне надоел со своими просьбами Мне хочется купить эту вещь, но у меня нет денег
2. Мама, ты, когда ссоришься с папой, ты его все равно любишь? Это не твое дело Люди могут ссориться, но вместе с тем продолжать любить друг друга
3. Я глупый? Не приставай ко мне Я считаю, что нет. А что случилось?

           Какой бы ответ хотели бы услышать вы будучи ребенком?

Мы можем не принимать какое-то поведение ребенка, но не самого ребенка. В этом случае следует использовать:

            —     оценку поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не оценку личности («Ты очень жадный мальчик»);

            —     временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»), а не постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

            —     невербальные проявления «языка принятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонация, позы).

            Между согласием и принятием есть различия: легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения. Чтобы выразить несогласие с действиями ребенка, следует руководствоваться следующими правилами:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

 

P.S.

Ученые установили, что четыре объятья в день совершенно необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы не менее восьми объятий в день!

Автор:

Уланова Юлия Львовна

детский, семейный психолог

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *