Помощь родителя. Как надо? 0


 

 

  В вопросе помощи ребенку есть две абсолютно разные ситуации, которые мы рассмотрим.   

Ребенок не просит о помощи

 

Ситуация 1:  

          Ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками.  

          Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не так как надо: мозаики рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветок получается «не такой». Хочется вмешаться, научить, показать. И вот мы не выдерживаем: «Подожди, да не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».  

         Реакции детей на подобные замечания различные: грустнеют, теряются, обижаются, бунтуит и совсем перестают что-либо делать..  

          Почему детям не нравится такое обращение?   Когда-то у нас самих не получалось написать букву или забить гвоздь. Теперь эти дела нам кажутся простыми. Но когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Когда ребенок учится ходить, ведь никакой родитель не будет поучать ребенка: «Разве так ходят?».  

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» 

Результаты учения

   

Когда ребенок чему-то учиться, общий результат будет состоять из нескольких частных:            Первый результат – это знания, которые ребенок получает или умения, которые он осваивает.             Второй – тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.  

          Третий – эмоциональный результат от занятия: удовольствие или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.  

          Четвертый – влияние на ниши отношения с ребенком, если мы принимали участие в занятиях. Здесь итог тоже может быть либо положительным (остались довольны друг другом) или отрицательный.  

         В обучении важно обращать внимание не только на первый результат, но и на три остальных (даже более важных). Икренний интерес к делу, которым занимается ваш ребенок, усилит взаимное уважение и принятие друг друга.   

Как показать ребенку, что следует делать

Знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особой осторожностью           Во-первых, не говорите сразу, и не стоит замечать каждую ошибку.  

          Во-вторых, обсудите то, что вы заметили потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом.  

           Наконец, говорите о недочетах на фоне общего одобрения.  

Ребенок сам просит о помощи

 Ситуация 2: 

Ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться, он прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него не выходит, либо вообще оставляет дело после первых неудач. 

 Любое из этих проявлений служит сигналом о том, что ребенку необходима помощь. В этом случае позиция невмешательства может принести только вред. 

 

   Правило 2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.  Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе».          При этом:             1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.             2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 

   

Зона ближайшего развития

 Это правило опирается на психологический закон «Зона ближайшего развития» открытый Л.С. Выготским 

 В каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами круга — дела, доступные для него только при участии взрослого, а делее недоступные вообще. 

         По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые были недоступны ему вообще. 

         Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает с родителем, и именно благодаря тому, что это было с родителем.  
         Если родители занимаются с ребенком, то «зона ближайшего развития» широкая, то ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя уверенным, успешным.           Не стоит оставлять ребенка одного там, где ему трудно. 
  

   

Обычно дети активны, и постоянно стремятся взять на себя то, что делает родитель.  Стремление ребенка завоевать все новые «территории» дел очень важно, и его следует беречь. 

Для этого необходимо вовремя переложить свою часть работы на ребенка: не слишком рано и не затягивать сое участие.    

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *